Iriston.com
www.iriston.com
Цæйут æфсымæртау раттæм нæ къухтæ, абон кæрæдзимæ, Иры лæппутæ!
Iriston.com - история и культура Осетии
Кто не помнит прошлого, у того нет будущего.
Написать Админу Писать админу
 
Разделы

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров "Осетинскя лира", по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.


Перечень дружественных сайтов и сайтов, схожих по тематике.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Статьи Словари
Здравствуйте, Гость
Регистрация | Вход
Вы не зарегистрировались. Гости не могут писать комментарии
Автор Сообщение
Страницы: . 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 . 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . 34 . 35 . 36 . 37 . 38 . 39 . 40 . 41 . 42 . 43 . 44 . 45 . 46 . 47 . 48 . 49 . 50 . 51 . 52 . 53 . 54 . 55 . 56 . 57 . 58 . 59 . 60 . 61 . 62 . 63 . 64 . 65 . 66 . 67 . 68 . 69 . 70 . 71 . 72 . 73 . 74 . 75 . 76 . 77 . 78 . 79 . 80 . 81 . 82 . 83 . 84 . 85 . 86 . 87 . 88 . 89 . 90 . 91 . 92 . 93 . 94 . 95 . 96 . 97 . 98 . 99 . 100 . 101 . 102 . 103 . 104 . 105 . 106 . 107 . 108 . 109 . 110 . 111 . 112 . 113 . 114 . 115 . 116 . 117 . 118 . 119 . 120 . 121 . 122 . 123 . 124 . 125 . 126 . 127 . 128 . 129 . 130 . 131 . 132 . 133 . 134 . 135 . 136 . 137 . 138 . 139 . 140 . 141 . 142 . 143 . 144 . 145 . 146 . 147 . 148 . 149 . 150 . 151 . 152 . 153 . 154 . 155 . 156 . 157 . 158 . 159 . 160 . 161 . 162 . 163 . 164 . 165 . 166 . 167 . 168 . 169 . 170 . 171 . 172 . 173 . 174 . 175 . 176 . 177 . 178 . 179 . 180 . 181 . 182 . 183 . 184 . 185 . 186 .
Allanus :
/ РУССКИЕ И КАВКАЗЦЫ: очерк незеркальной неприязни / перейти в начало страницы
Mitglied
20.02.2011 , 23:39

Дата регистрации: Сентября 2010
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 72

Причем термин "чурка' и т.д. может использоваться и по отношению к культурному кавказцу, и по отношению к образованному кавказцу, и по отношению к богатому кавказцу - разницы нет. 

Единственное - в открытую такое сказать мало кто рискнет. 

Обычно таким образом русские перешептываются. 

В любом случае мы все для них - нерусь. То есть нерусские, чужие. 

Они делят мир на русь и нерусь - и ничего здесь не поделаешь. 

И "российское гражданство" в данном случае не значит ничего. 

Профиль Allanus
Allanus :
/ РУССКИЕ И КАВКАЗЦЫ: очерк незеркальной неприязни / перейти в начало страницы
Mitglied
20.02.2011 , 23:32

Дата регистрации: Сентября 2010
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 72

Человеки с улицы, или русская чернь, обычно не говорят о кавказцах "лица кавказской национальности". 

Как московский осетин, не первый год живущий среди русских, могу с уверенностью сказать, что обычно русские о кавказцах говорят "чурки", "хачики", "хачи", "черные", "черножопые". Реже "чучмеки", "чуреки", "чебуреки". 

В лицо кавказцу русские обычно так не говорят, но если не ощущают страха за свою безопасность, то говорят. 

Русские говорят с кавказцами культурно только тогда, когда опасаются их - например, если опасаются мести за грубое слово. В таких случаях они говорят "кавказцы", "лица кавказской нацинальности". 

Если же не опасаются, то позволяют себе и вышеупомянутые грубые выражения "чурка", "хачик", "хач", "чучмек" и т.д.. 

Особенно такие выражения любят скинхэды. 

Причем русские женщины говорят также. 

"Во-от, понаехали чурки!" - иногда от русских женщин можно услышать и такое. Но редко, потому что русские женщины обычно такие вещи говорят в личном общении с русскими мужчинами. 

Отчет как в разведке - лучше не бывает! 

 

Профиль Allanus
Allanus :
/ РУССКИЕ И КАВКАЗЦЫ: очерк незеркальной неприязни / перейти в начало страницы
Mitglied
20.02.2011 , 22:58

Дата регистрации: Сентября 2010
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 72

Вернемся к нашим с русскими отношениям - они никогда ии никого не воспримут равными себе. 

Не только кавказцев, а вообще всех. 

Никогда и никого. 

Слабых презирают, сильных ненавидят. 

У русских 11% норманнского генотипа, к сведению.То есть на 89% они - славяне, на 11% они - скандинавы. 

Хотя скандинавы ославянились, но генотип не изменит никакая ассимиляция. 

И то, что у нас отношения когда нибудь будут равными, есть УТОПИЯ. 

Профиль Allanus
Allanus :
/ РУССКИЕ И КАВКАЗЦЫ: очерк незеркальной неприязни / перейти в начало страницы
Mitglied
20.02.2011 , 22:52

Дата регистрации: Сентября 2010
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 72

Короче, восторженно о нас писали авторы тогда, когда мы еще были в состоянии первобытном и экономика у нас хоть и была примиивной, но мы сами себя кормили ккто как мог. 

А сейчас русские нас воспринимают как обузу, как народ второго стрта. 

Как американцы воспринимают нелегальных беженцев из Мексики, ттак и русские воспринимают кавказцев. 

В Москве осетин не может устроиться на хорошую работу, ибо там места только для славян. 

Упаковщиком за 50 000 р. в месяц( нормальная оплата, не назовешь маленькой) осетина не возьмут - проверено на практике. 

Первый вопрос - возраст, второй - национальность. 

Росийское гражданство не катит, запрашивают именно национальность. 

Осетинам, в частности, отказывают. 

Видимо, русские на осетин взирают как на потенциальных дворников и разнорабочих, а на более квалифицированное место их не берут по причине их неславянского происхождения. 

Вот оно - отношение русских к кавказцам в Москве. 

Там есть работодатели, которые берут только со славянской внешностью, а есть такие, ктороые берут только со славянским происхождением. 

Единственный вопрос ко всем этим русским - вот у Вас есть термин славянская внешность. 

А как и чем "славянская внешность" отличается от общеевропейской внешности, например? 

Получается, русские выделяют славянскую внешность на фоне европейцев, только в соответствии с какими факторами, неизвестно. 

А еще орут, что они - часть Европы. Да как же русские могут быть частью Европы, если они даже свою славянскую внешность от общеевропейской отделяют? 

Профиль Allanus
Tabol :
/ К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Administrator
08.02.2011 , 22:20


Дата регистрации: Сентября 2004
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 224

Все! Смерть сдохла. Здесь провокаторы не нужны, вроде отвадил всех, нет, опять пришел.

Профиль Tabol Домашняя страница Tabol
UD :
/ К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Mitglied
08.02.2011 , 21:24

Дата регистрации: Февраля 2011
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 1

 

К сведению читателей. 

 

Не поленитесь пройти по ссылке, приведенной в первом посте этого дебиленка с ником "смерть", а потом снова не поленитесь уже там, на дагестанском сайте найти его статью "Гибель нартов" и в комментариях посмотреть ссылку на профиль этого провокатора - 22-летнего казахского, как его там называют, жиденка Еркебулана Таната, который появляется из Караганды на северо-кавказских сайтах под ником Абу Зарр и вбивает клин между местными народами. Теперь он взялся раскачивать и нас.  

 

В принципе, странно, что он действительно до сих пор не забанен.

Профиль UD
Bakar :
железная логика поэта / УРОКИ ВАСО АБАЕВА / перейти в начало страницы
News Poster
08.02.2011 , 09:13


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

"И должно быть ясно с самого начала каждому, сколь трудно это — осмыслить почти необъятный мир, сотворенный трудом и талантом Васо Абаева." Невозможнл понять что хотел сказать автор. С какого "самого начала?". А если не ясно с самого начала, то уже нельзя читать труды Васо? Если трудно осмыслить даже для такого корифея мысли как Нафи, то нельзя этого требовать от простых смертных читателей чтобы было ясно "с самого начала". Конечно невозможно, при всем желании и старании, объять, что осетинский язык является полностью заимствованным из иранского и, частично, из грузинского языков. Такой абсурный мир действительно невозможно объять, так же, как и невозможно понять. Поэтому вполне логично беспокойство автора, что читателю трудно понять такой необъятный мир, тем более, чтобы было все "ясно". Вес этот пассаж никакого отношения не имеет к этимологии, к науке вообще, и и к трудам Васо, в частности.  

По моим наблюдениям, Грузия за время господства грузин в СССР, время даром не теряла. КГБ Грузии и политическое руководство, занимались самым активной вербовкой не только осведомителей из числа осетин, но и окутали своими сетями некоторых громких философов, и им подобных интеллигентов. В особенности, в области языкознания. Нашли они дорожку не только к Васо Абаеву, но и к более малокалиберным личностьям. Грузинская агентура орудует не только в Южной Осетии, но и здесь, на Севере. Все политическое руководство Осетии на Севере, и на Юге, были в прекрасных отношениях с Грузией. Очень хорошо об этом написал в своих мемуарах Галазов. Что касается женской половины в политическом руководстве ЮО, так там все ясно - были грузинскими подстильками. Эти продажные красавицы орудуют по сей день, на всех осетинских сайтах, и в СМИ!!!

Профиль Bakar
Bakar :
Къуыдарайг æвзаг. / КЪУЫДАЙРАГ ДИАЛЕКТЫ ТЫХХÆЙ / перейти в начало страницы
News Poster
03.02.2011 , 01:03


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Æркæсæм ма этимологийы цæстæнгасæй. Абайты Васо куыд æмбары «этимологи» ахæм цæстæнгасæй нæ. Абайты Никъала цы этимологийы ахуырад (теория) скодта, уцы зондæй. 

Райхалæм дзырддæ дыууæ хуызы: къуыдарагау æмæ иронау.  

-Дзидза; «дзи+дза», Мыр «дз» -æн ис этимологион мидис – (дзых; дзæнгæрæг; дзурын) цыдæр, кæцыйы фæрцы арæст цæуынц мыртæ. Арæх «дз» фæдзурæм «ц»-ы, кæнæ  

«цъ»-ый бæсты. Арæх уцы хуызы сфидар вæййы иуæй-иу ирон дзырдты. Зæгъæм: дзинад («цинады» бæсты); дзус («цъусы» бæсты); дзутт ( «цъуттайæ» арæст); 

дзыкку («цъыкк у»- йæ); дзонгой (цонгой); дзыллæ (цыллæ); дзæрна (цъар нæ); дзæхст (цъæхаст); дзæххор (цъæх хор); дзæцц (цæст); дзенкъор (цъен къор); дзиба (цъиу) æ.а.д. 

Этимологийы цæстæнгасæй «дз» у иннæ мыртæй цымыдисагдæр. Йæ сусæгтæ агуринаг ысты. Фæлæ, дыууæ мыры куы баиу вæййынц æмæ куы саразынц иу мидис, уæд уцы мидис базонын у ахсджиаг. Цы мидис ис «дзи»-йы? Æнцон ыссарæн нæу. Чи зоны нын феххуыс кæна дзырд «дзидзи». Кæд мыййаг ацы дзырд райгуырдис «цъирцъир»-æй? Сывæллон дзидзи фæдæйы, куы рахъомыл вæййы, уæд та рахизы «дзидза»-мæ? Нæ зонын. Арф къахын хъæуы. Фæлæ бæлвырдæй ис зæгъæн æмæ «джиджа»-йы æппындæр ницы мидис ис.  

«Дж» амоны «æхсын», «тæхын», цыдæр тынг рæвдзæй (зæгъæм: «джиппæй уагъд»; «джебогъ»; «джигул»;). Афтæ сты æнæмидис иууылдæр къуыдайраг здæхт ныхæстæ. Никъалайы этимологи æмбарын кæны, къуыдайраг æвзаг кæй нæу æрдзон фæзынд. Æнæ мидис дзырдтæ вæййынц æндæр æвзагæй райст, кæнæ та, мæнæ къуыдараг æвзаджы хуызæн, арæзт æвзæгтæ(искуственные языки). Кæд уый раст у уæд æй чи æрхъыды кодта æмæ цæмæн? Фыстон ацы фарстайыл цалдæр хатты. Кæд къуыдайраг æвзаджы ахадындзинад цыфæнды вазыгджын у абоны æвзагзонады цæстæй, уæддæр мæм кæсы ноджы ахсджиаг дæр нæ исторыйы цаутæ, нæ историйы æцæгдзинæдтæ, базонын. 

Профиль Bakar
Bakar :
Totter / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
News Poster
29.01.2011 , 21:10


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Бузныг - ракæнæД

Профиль Bakar
Totter :
/ К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Mitglied
29.01.2011 , 15:55

Дата регистрации: Ноября 2010
Местонахождение: Alania
Пол:
Комментариев: 20

Dzabah u Bakar. Hutsau Dyn arfae rakaenaed!

Профиль Totter
Bakar :
Totter / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
News Poster
29.01.2011 , 00:32


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Извини дорогой, но я пасую -совершенно не умею мыслить цитатами, в особенности от духовных наставников. Вот соседей понимаю, а их нет. В отношении образования имел ввиду прежде всего свою практику. Ни дня не могу без книги...

Профиль Bakar
Totter :
Bakar / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Mitglied
29.01.2011 , 00:21

Дата регистрации: Ноября 2010
Местонахождение: Alania
Пол:
Комментариев: 20

"Арий(арьян)-последователь ведической культуры; тот, целью жизни которого является духовное совершенствование." Словарь имен и терминов. "Бхагтиведанта бук траст." А это Евангелие от Филиппа, стих119. "...Есть много животных в мире, имеющих форму человека. Когда он (ученик Бога) познает их,свиньям он бросит желуди, скотине он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он бросит кости, рабам он даст всходы, детям он даст совершенное." Церковники говорят, что это апокрифы, но тогда, Евангелие от Матфея,10:34-35 "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее." То же в Ев. от Луки, 12:49-53. Можешь сомневаться в моей образованности, но как же быть с Чемберленом, Серрано, Ошо и многими другими? А как наконец быть с Самим Йессо Чирысти, и Ему не верить?

Профиль Totter
Bakar :
Totter / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
News Poster
28.01.2011 , 22:46


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Не увлекайтесь терминами, содержащими в себе идею разделения народов на высших и низших. Это не по-божески. Не надо поправлять Бога. Если можешь сделать что-то для людей - делай. Термин "арии" подбросили Гитлеру Английская разведка и подготовили 2-ю мировую войну. Впрочем, и первую мировую, то же инспирировала Англия. Все это расписано в мифологии и подтверждается этимологией. Самое правильное и достойное - работать ежедневно над своим кругозором и образованием. Наличие высшего образования - это только начало, а не конец образования...

Профиль Bakar
Totter :
По высказываниям as-roks(a) / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Mitglied
28.01.2011 , 21:08

Дата регистрации: Ноября 2010
Местонахождение: Alania
Пол:
Комментариев: 20

По истерической реакции, при упоминании арийской сущности Христа, легко определить жида, какими бы именами он не прикрывался. Оскорблять Божьего Сына, это как-раз их пререготива. Именно они пытаются облить грязью имя Арий, Арийское Мировоззрение вообще! Скорее всего этот "as-roks" очередной галгай или кикел, а то что их ожидает, они прекрасно знают. У нас нет разных вероисповеданий, как бы это не пытались нам внушить. Все религии имеют один Источник, Веды. И наш народ сохранил достаточный объем этого Арийского Учения, чтобы не отвлекаться на аврамические тексты.

Профиль Totter
Bakar :
kola / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
News Poster
28.01.2011 , 19:35


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

В принципе в согласны со всеми. Но аргумент "согласен-несогласен" не научная категория. Да, Вы правы, Бог один на всех. Но в связи с духовной недоразвитостью современных цивилизаций все тянут Бога на свою сторону. Но до тех пор, пока не будет духовного консенсуса, мы осетины никому не позволим путать грузинского святого Георгия с осетинским Уастырджи, хотя и там и там, личности были этническими осетинам. Это всего навсего спекуляции. И спекулянтам не позволяем совершать духовные подтасовки.

Профиль Bakar
kola :
/ К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Mitglied
28.01.2011 , 18:13

Дата регистрации: Января 2011
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 1

Всё правильно! только и Индуизм являеться мировой религией! его исповедуют повсему мирк люди разных национальностей! в индии-различные нации разного корня её исповедуют! Так же хочу сказать-что самого понятие Многобожие-то есть вера во многих Творцов Вселенной -нигде и никогда не существовала!эту заведомую фикцию изобрели семиты-чтобы доказать что они "изобрели" монотеизм-который только один и есть и был всегда и у всех! разница толко в том что арии верили что Творец-правит Миром посредством Вооплощений и Проявлений в разных формах сообразно Нуждам!Арии считают что Бог как и Человек-его Творение-имеет помимо управляющего органа-Разума-ещё и Члены для реализации Функций в разных сферах бытия! Семиты верят что Бог-это Мозго-который и землю пашет и с врагами сражаеться -не имея посредствующих Органов!что вероятней?учитываю Единые Законы по которым строиться Всёв Сущее! Также не согласен с Противопоставлением Уастырджи и Св Георгия! да! и тот и другой когда были воплощены в разных материальных телах! Но духовноидейно они Аналогичны! это всё равно что Компьютеры разных фирм и конфигураций работающие на идентичном процессоре! Есть Метафизическая Сущность-Символизирующая Мужское Начало-зощитника-Воина и есть её Вооплощения в разных земных формах!

Профиль kola
Семаргл :
Народы объединит древния вера наших народов / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Mitglied
28.01.2011 , 12:55

Дата регистрации: Января 2011
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 1

Я долго изучал и хрестианскую и мусульманскую религию,искал ту любовь о котрой нам священики проповедуют,но нашел лишь океан крови и мелионы загублиных жизней во блого этих религий.Соломон говорил;-Нет некого на земле выше бога кроми отца и матери твоей.Чти отца своего и уважай мать свою. Может ли религия быть святой,если сеит вражду и ненависть,братоубийство.У тюрков бог Тенгри,приходится тестем богу Велесу.Разви Русские должны были бы врождовать с этими народами.Осетины,потомки древнего народа Асов,жили с Русами тысячелетиями в дружбе и взаимовыручкой.Район Пятигорска древня теретория Русколан и белояров.И древния вера имеет общее как для Оситин ,так и Русов,так и Марийцев.Имя богу у народов разное но традиции во многом одинаковые.И главное наши народы не имели человеческих жерт богу.Мир дому вашему.

Профиль Семаргл
Tabol :
/ К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Administrator
27.01.2011 , 14:50


Дата регистрации: Сентября 2004
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 224

Давайте не будем переходить на личности и выяснять отношения. От этого никакой пользы. У каждого есть свое мнение. Несогласие с чужим мнением прошу всех выражать корректно, иначе буду удалять комментарии. 

Как сторонник Осетинской Веры знаю, что уже несколько столетий она охаивается и принижается. Ни христиане, ни мусульмане не скупятся на непристойности, выражая свою неприязнь к ней. Это крайне неприятно. И меня это порой доводит до грубостей, о чем я, как правило, потом жалею.  

Будем считать, что хамят отдельные и не самые лучшие представители этих конфессий. Не будем им уподобляться. 

Давайте не будем переходить рамки приличий сами, и возвращать в них тех, кто выходит. Иначе далеко можно зайти.

Профиль Tabol Домашняя страница Tabol
as-roks :
/ К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
Mitglied
27.01.2011 , 00:58


Дата регистрации: Января 2011
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 1

Мой комент адресу жалкому провокатору под ником Totter  

Очень сомневаюсь, что у тебя есть на самом деле понятие об АЕгъдау, раз такие оскорбительные выражения допускаешь! Ты и тебе подобные только разжигают жестокую вражду между осетинами разных вероисповеданий!  

Почитай внимательно статью Камболова и особенно его слова в отношении того к чему могут приводить тупые высказывания представителей разных религий! Не смей больше так писать о Христе!  

Профиль as-roks
Bakar :
Æвзаг, взаг æви ывзаг? / К какому храму ведёт осетинская дорога? / перейти в начало страницы
News Poster
25.01.2011 , 13:06


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Хуымæтæджы фарста нæу. Мыр «æ»-йы мидис бæлвырд у - «æнæ» (без). Зæгъæм, фæд - æвæд. Ирон дзырдты этимологи фыст нæма у. Уый аххосæй нæ культурæйы рæзт у фæстæзад. Цалынмæ нæ æвзаджы этимолги базонæм, уæдмæ размæ, раст фæндæгтæ ыссарæн нæй. Нæ агуырд, æмæ размæ цыд, нæ лæууы ахуырады бындурыл. Иу рæстæджы ирон æвзагæн тыхми бакодтой (дыгурон æвзаг дзы аирвæсти, фæсвæд кæй аззад уый фæрцы), æмæ рахастой фæндон нал дам ис фыссыны бар ирон дзырдты разæй «ы»-æн. Ацы сæрхъæн фæнд чи æрхъуыды кодта уый ма чи базондзæн? Сæрхъæн хъуыды кæй у уый та æнцонæй æвдисы этимологийы ахуырад. Ацы фарстайыл хъæуы сæрмагонд ныхас.  

Абайты Никъала бæргæ сарызта ахæм этимологион дзырдуат, фæлæ кæм ис йæ къухфыст, уы æз нæ зонын. Сæфт дам нæу, фехъуыстон – кæд разынит. Исчи йæ йæхи номæй дæр куы рауадзит – бæргæ.  

Дзырдтæ, кæцытæ райданыц , «ф»-йæ, зæгъæм - фадат, фаст, фæллой, фæнд, фæрд, фæстаг, фынг, æмæ а. д. раттынц дзырдтæ ныхмвæрд мидисимæ. Æвадат, æваст, æвæнд, æвæрд , æвæстыйаг, æввонг. Иу мыр иннæ мырæй ивд цæуы этимологион закъонмæ гæсгæ.  

Уырыссагау уцы закъон ис схонæн - «закон эконгомии (энергии)". Иронау та «æнцондæрдзурæн фæтк». Ацы закъон у æрдзон. Нæ фæрсы мах цы мыр ис баивæн æндæр мырæй, æмæ цахæм мырæй. Нæ æвзаджы ахуыргæндтæ сæ сæртыл хъен куы ысслæууой, уæддæр иуæй иу мыртæ ивд цæуынц æндæр мыртæй. Этимологийы закъæттæ бирæ сты, æмæ сты адæмты æвзæгты æмхуызон, иу. 

Дарддæр. Дзырдттæ, кæцытæ арæзт сты «фæр»-ы бындурыл, зæгъæм, фæрæн, фæрæндон,  

Фæрд, , фæрццæг, фæрын, фæрынад, фахс æмæ а. д. , кæд нае баззадысты не взаджы абоны онг, уæддæр сæ мидис у цыдæр кæмдæр æфснайын, æвæрын, æмбæхсын, фæстауæрц кæнын. Æмæ уцы ныхæстæм разæй куы бафтауæм «æ», уæд хъуамæ дæттой ныхмæвæрд мидис.  

Дæнцæг. Дзырд «фæрд»-ы рагон мидис уыди ауæрдын. Дзырд «æвæрды» этимолгион мидис та хъуамæ уа хыхмæвæрд - ракал, раппар «фæрд» хойрæгтæ. Уый адыл, фыссын «æвæрд» у рæдыд. Æмбæлы фыссыл дæр æмæ дзурын дæр «ывæрд». Ахæм рæдыд фыстытæ ис бирæ æмæ сæ хъæуы равзарын. Æппæты фыццаг дæр рауадзын хъæуы «ахæстонæй» , йæ бæрзонддзинад, ирон мыр «ы»-йы. Сымтъери сты «æв» æмæ «ыв» дæр. «Ыввахсы» бæсты фыссæм «æввахс». «Ыввахсы» мидис у «тынг хæстæг цыдæр», «æввахсæн» та йæ мидис хъуама уаит «дард». 

Дзырд «æвзаг» -æй аппарæм фæсыфтыд «аг». Æркæсæм «æвз» -мæ. Равзарæм, бафæлварæм равзарын, цæмæй арæзт у «æвз» - æв , æф æви ыв, ыф. Мыр «з» нæу дызæрдыгаг. Йæ мидис у цы уынæртæ æвзæры удон амонæг. Æвзаг, куыд буары хай, дзыхы хай, афтæ райста ахæм ном дæр уый тыххæй æмæ у ахсджыйаг дæр хай ныхас кæнгæйæ. Æмæ йæ «æвзаг» куы хонæм уæд ын йæ миниуæг исгæ кæнæм. Раст у фыссын æмæ дзурын «ывзаг». Дыгурон ывзаджы ныхæстæ фылдæр фыссынц æмæ дзурынц растдæр. Разæй æфтауынц «æ» нæ фæлæ «и». Кæм куыд æмбæлы афтæ. Æрмæст «æвзаг» фыссынад дæр ирон «æвзагæй» райстой. Куыд растдæр у: - æвзист æви ывзист; æвзидæг æви ывзидæг; æвзæрст æви ывзæрст?  

Æркæсæм ма мæнæ фæстаг дзырдмæ – «æвзæрст»-мæ. Æркæсæм дзырдтæ: - байзæрын, байзæргæ, байзæринаг, базæрæн. Ацы дзырд арæзт у цыдæр хойрæгты тыххæй. Таугæ-тауын куыд фæпырх кæнынц хумы уый æвдисæг. Уцы куысты размæ иу хъуыди хор, мæнæу, ыссыгъдæг кæнын цъæмæлтæй. Уцы куыстæн та ис дзырд «ывзарын». Æвзарын куы фыссæм уæд мидис сæфгæ кæены. Æмæ разæфтыд «æ» у ныхмвæрд «ывзæрстмæ».  

Цæмæй ахсджыйаг фарстаты ныхасы нæ хъуыдытæ ма сымтъеритæ уой, уый тыххæй райдайæм сыгъдæг кæнын не взаг æмæ уый фæрцы нæ хъуыдытæ дæр. Ирон монцыты тыххæй, ирон æгъдæутты æмæ æууæнкдзинады тыххæй, нæй ныхас кæнæн æндæр ывзæгтыл. Фæрæдидзыстæм. 

Профиль Bakar
Страницы: . 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . 11 . 12 . 13 . 14 . 15 . 16 . 17 . 18 . 19 . 20 . 21 . 22 . 23 . 24 . 25 . 26 . 27 . 28 . 29 . 30 . 31 . 32 . 33 . 34 . 35 . 36 . 37 . 38 . 39 . 40 . 41 . 42 . 43 . 44 . 45 . 46 . 47 . 48 . 49 . 50 . 51 . 52 . 53 . 54 . 55 . 56 . 57 . 58 . 59 . 60 . 61 . 62 . 63 . 64 . 65 . 66 . 67 . 68 . 69 . 70 . 71 . 72 . 73 . 74 . 75 . 76 . 77 . 78 . 79 . 80 . 81 . 82 . 83 . 84 . 85 . 86 . 87 . 88 . 89 . 90 . 91 . 92 . 93 . 94 . 95 . 96 . 97 . 98 . 99 . 100 . 101 . 102 . 103 . 104 . 105 . 106 . 107 . 108 . 109 . 110 . 111 . 112 . 113 . 114 . 115 . 116 . 117 . 118 . 119 . 120 . 121 . 122 . 123 . 124 . 125 . 126 . 127 . 128 . 129 . 130 . 131 . 132 . 133 . 134 . 135 . 136 . 137 . 138 . 139 . 140 . 141 . 142 . 143 . 144 . 145 . 146 . 147 . 148 . 149 . 150 . 151 . 152 . 153 . 154 . 155 . 156 . 157 . 158 . 159 . 160 . 161 . 162 . 163 . 164 . 165 . 166 . 167 . 168 . 169 . 170 . 171 . 172 . 173 . 174 . 175 . 176 . 177 . 178 . 179 . 180 . 181 . 182 . 183 . 184 . 185 . 186 .
Реклама:

Ossetoans.com OsGenocid ALANNEWS jaszokegyesulete.hu mahdug.ru iudzinad.ru

Архив публикаций
  Мая 2021
» Иверская (Моздокская) икона Божией Матери
  Мая 2020
» Соотношение понятий Æгъдау, религия (дин), вера во внутриосетинской дискуссии
  Июля 2019
» Открытое обращение представителей осетинских религиозных организаций
  Августа 2017
» Обращение по установке памятника Пипо Гурциеву.
  Июня 2017
» Межконфессиональный диалог в РСО-Алании состояние проблемы
  Мая 2017
» Рекомендации 2-го круглого стола на тему «Традиционные осетинские религиозные верования и убеждения: состояние, проблемы и перспективы»
» Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религии
» Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетин
  Мая 2016
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
» НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ ОСЕТИН
» ОСЕТИНЫ
  Мая 2015
» Обращение к Главе муниципального образования и руководителям фракций
» Чындзӕхсӕвы ӕгъдӕуттӕ
» Во имя мира!
» Танец... на грани кровопролития
» Почти 5000 граммов свинца на один гектар земли!!!
  Марта 2015
» Патриоту Алании
  Мая 2014
» Что мы едим, или «пищевой терроризм»
  Апреля 2014
» ЭКОЛОГИ БЬЮТ ТРЕВОГУ
  Августа 2013
» Хетӕг Ирыстонмӕ цӕмӕн лыгъд?
» Кто такие нарты?
» Ды хъæздыгдæр уыдтæ цардæй
» ДЫУУӔ ИРӔН ЙӔ ЗӔРДӔ ИУ УЫД
» ПОМНИТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ...
» ТАБОЛТЫ СОЛТАНБЕДЖЫ 3АРӔГ