Iriston.com
www.iriston.com
Цæйут æфсымæртау раттæм нæ къухтæ, абон кæрæдзимæ, Иры лæппутæ!
Iriston.com - история и культура Осетии
Кто не помнит прошлого, у того нет будущего.
Написать Админу Писать админу
 
Разделы

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров "Осетинскя лира", по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.


Перечень дружественных сайтов и сайтов, схожих по тематике.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Статьи Словари
Здравствуйте, Гость
Регистрация | Вход
Вы не зарегистрировались. Гости не могут писать комментарии
Автор Сообщение
Страницы: . 1 . 2 .
Привет :
перейти в начало страницы
Mitglied
01.01.2012 , 02:37

Дата регистрации: Января 2012
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 2

СВИДЕТЕЛЬ МЕРЫ. отрывок. автор Тимур Барс. 

.........  

- Какого ты вероисповедания, Свидетель? Чтишь ли Господа Иисуса Христа или кого другого? 

- От каждой веры - разный толк, а моя совесть - мой пророк. Чту пророков разных религий. Не вижу ни одного религиозного течения, которое бы полностью соответствовало учению их пророков. Все пророки - вне религии, ибо учения их - суть истины. Истина есть Суть. Ее невозможно ни прочитать, ни услышать, но пророк может помочь объеденить совесть с разумом и знанием. Христос - великий пророк. Приведи свои доводы по которым считаешь, что Христос - Господь наш. 

- Конечно же, имею доводов более, чем достаточно. Он называл Бога Отцом. Он был зачат от Духа Святого. Он родился на заре в том месте и в то время, которые были предсказаны о рождении сына Бога.  

- Воин, теперь послушай мои опровержения твоих доводов. Разве и ты не называешь Бога своим Отцом? Разве не считаешь себя сыном Бога? Разве твои земные родители могли зачать тебя без помощи Бога? Разве твоя душа не от Бога? Разве не было верных предсказаний о рождении и других пророков? Разве не возносились некоторые из них, при свидетелях? Разве Единный может означать триединный? В нас частицы Бога. Он - в нас, но не мы в Нем. Нет в Нем ни сына, ни племяника, ни деда, но Он есть в каждом из нас. Дух не может быть святым или мрачным. Дух это сила. Он есть и у доброго и у злого. Тебе ведь известно, что о триединстве знали задолго до рождения Иисуса. Об этом молчат современные церкви. Триединство означало три мира - нижний, наш, и верхний. Это зафиксировано в древних учениях многих народов. Традиционные три пирога на Кавказе означает именно это. На паминках там ставят два пирога, т.к. покойник находится уже не в нашем мире, а меж двух - нижним и верхним. Даже крест не символизирует распятие. Это очень древний символ, так же означающий триединство. Горизонтальная линия креста означала наш мир. Вертикальная, идущая вниз от перекладины и идущая вверх означали миры нижний и верхний. Не мечу молились скифы, а Богу. Но, при совершении молитвы, втыкали меч в землю, т.к. мечь выглядел как символ триединства.  

- Если допустить, что ты прав, то кому и с какой целью понадобилась фальсификация? Расскажи о том времени.  

- Кому это понадобилось - история долгая и скучная. О тех временах сегодня знают не более, чем о хазарах или о колене Даново. Двигатель фальсификаторов держится на пороках людей, скрытости и махинациях. Цель их - отвернуть молящихся от Бога. Им, посвященным в мистерии, было известно, что молитва, обращенная к Богу, имеет сильное благотворное воздействие не только на молящегося, но и на окружающее его пространство. Места, где проводились групповые моления к Богу, даже исцеляли недуги присутствующих. Такие места и называли намоленными. Молитва, обращенная не к Богу, а к человеку, пусть и праведному, имеет значительно меньшую силу. Если Христос и видит, что происходит сегодня, то плачет от увиденного, ибо его именем закрывают молитву к Богу. От молитвы к Богу людей отворачивают и через иконы. Чтили праведника Христа и при жизни его, и на Руси, т.к. учение его не разнилось с учением их. Не была Русь идолопоклоницей, а обращалась к Богу Единному и Его проявлениям - солнцу, ветру, воде.....  

- Почему евреи отвергают Христа - еврея?  

- Не евреи, а пастухи их. Немало христиан среди рядовых евреев, а кто не христианин, то тоже чтут Христа за праведность. Христос не был евреем, а из народа арийского (ирийского - асы,осы). И М-ария из рода ариев и Иисуса(Иса) прозвали Крест Оса (Христос). Не греческое это слово. Нет ничего в имени Христос ни греческого ни еврейского. Иисус родился на территории Асирии (Ирия Асов). Русичи прозвали Иисуса Христом Назаретянином. До сих пор не нашли и камня от города Назарета. А ведь большим и значимым должен быть город, о котором все знали. Не было такого города. Но было и есть слово "тянуть". В древности, на Руси, повитуху не звали словами "принять роды", а звали "тянуть рождаемого". На заре родился Иисус. На заре рожденного и прозвали - Назаретянином. Да и названия топонимические в Палестине скопированы с Кавказа, который древние именовали Священным, откуда и вышел род человеческий. Даже название реки Иордан на территории Палестины не упоминается в рукописях древних, а название реки Ардон(арра дон - бешанная река) было и есть. Течет она в Северной Асетии(Осетия, по асетински - Иристон). Именно на Кавказе (в западной части древней Алании) укрывались первосвященники от преследователей. Только там они доживали до глубокой старости. Захоронения первых последователей учения Христа обнаружены на указанной территории Кавказа. Кстати, из откровения святого Иоана Богослова, в главе первой, видно, что первосвященниками являЮТСЯ не иудеи, а асы. Ведущую роль церквям имели церкви асов. Ни один народ не оставил такое колличество топонимических названий по всему миру, сколько оставили Асы......  

 

Профиль Привет
Привет :
перейти в начало страницы
Mitglied
01.01.2012 , 02:07

Дата регистрации: Января 2012
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 2

Георгий был торгашом по роду своей деятельностию. Был бесчестным, жадным и продажным. Его убила разьяренная толпа, возмущенная очередной его подлостью. Но возвели в ранг святого, т.к. нужно было бозначить кого либо мучеником за хпистианство. У нас есть свои учитетеля древности и Бог наш Хуцау.

Профиль Привет
cippolino :
перейти в начало страницы
Mitglied
29.09.2011 , 13:57

Дата регистрации: Сентября 2011
Местонахождение: Владикавказ
Пол: не доступно
Комментариев: 1

Уастырджи - это не Святой Георгий, а Ас-Таргитай. 

( http://www.darial-online.ru/2000_1/darchiev.shtml

У русских память о празднике(Торжестве) в честь прародителя Скифов сохранилась в призыве "ВасТоржествуем!"

Профиль cippolino
Allanus :
перейти в начало страницы
Mitglied
08.05.2011 , 11:24

Дата регистрации: Сентября 2010
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 72

Семаргл, русские воевали с ясами - и Святославв ходил на ясов, и все русские князья ходили на ясов. И в период Орды русские и монголы совместно уничтожили государство ясов. 

О каком мирном сосуществовании ты говоришь - разве русские не воинственный народ, разве они не желали всегда новых земель и новых рабынь - желали. А русколань и тому подобные выдержки из Велесовой книги - придумки князей Шереметевых, кажется, их историко-литературные упражнения на тему "как придумать славянам неваряжскую историю государственности". 

Если честно, я не верю в единоверие между разными народами. 

Мировая история говорит о том, что единоверие - это зачастую повод для обмана одних народов другими народами, не более того. 

У каждого свой путь к Богу, и тут единоверие даже и не нужно. 

_______ 

Вот как надо называть Св.Георгия - Уац Георги. А Св.Илью - Уац Елиа. Пототму что "сыгъдаег" как -то не совсем отражает суть уацдзинады.  

Багратиони почему-то сам отождествляет Уациллу и Св.Илью. 

А есть ли в осетинском пантеоне боги,которые на 100% не отождествляются с христианством? 

 

Профиль Allanus
Allanus :
перейти в начало страницы
Mitglied
08.05.2011 , 11:15

Дата регистрации: Сентября 2010
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 72

А как кто оценивает содержание статьи? 

 

Особенно об Уастырджи и Святом Георгие. 

Вахушти Баргратиони пишет,что овсы и двалы, уйдя от христианства в язычество поклонялись Уацилле ,а его символом была козлиная шкура, натянутая на деревянный каркас. 

А Уасгерги, Уасджырджы и Уастырджи - мне кажется, что все таки это Святой Георгий в осетинском произношении, но заимствованный не у русских, а еще раньше ,у грузинов в IV веке. 

Самое интересное, что в IV веке погиб Святой Геогий, и в этом же веке грузины, осетины и двалы приняли христианство. 

Кстати, а почему Св.Георгия изображают с копьем и на лошади - если его казнили через колесование, то,по идее, он должен быть изображен с колесом, которое будет напоминать о трудной судьбе раннего христианства..

Профиль Allanus
Tabol :
перейти в начало страницы
Administrator
08.02.2011 , 22:20


Дата регистрации: Сентября 2004
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 224

Все! Смерть сдохла. Здесь провокаторы не нужны, вроде отвадил всех, нет, опять пришел.

Профиль Tabol Домашняя страница Tabol
UD :
перейти в начало страницы
Mitglied
08.02.2011 , 21:24

Дата регистрации: Февраля 2011
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 1

 

К сведению читателей. 

 

Не поленитесь пройти по ссылке, приведенной в первом посте этого дебиленка с ником "смерть", а потом снова не поленитесь уже там, на дагестанском сайте найти его статью "Гибель нартов" и в комментариях посмотреть ссылку на профиль этого провокатора - 22-летнего казахского, как его там называют, жиденка Еркебулана Таната, который появляется из Караганды на северо-кавказских сайтах под ником Абу Зарр и вбивает клин между местными народами. Теперь он взялся раскачивать и нас.  

 

В принципе, странно, что он действительно до сих пор не забанен.

Профиль UD
Bakar :
Totter перейти в начало страницы
News Poster
29.01.2011 , 21:10


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Бузныг - ракæнæД

Профиль Bakar
Totter :
перейти в начало страницы
Mitglied
29.01.2011 , 15:55

Дата регистрации: Ноября 2010
Местонахождение: Alania
Пол:
Комментариев: 20

Dzabah u Bakar. Hutsau Dyn arfae rakaenaed!

Профиль Totter
Bakar :
Totter перейти в начало страницы
News Poster
29.01.2011 , 00:32


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Извини дорогой, но я пасую -совершенно не умею мыслить цитатами, в особенности от духовных наставников. Вот соседей понимаю, а их нет. В отношении образования имел ввиду прежде всего свою практику. Ни дня не могу без книги...

Профиль Bakar
Totter :
Bakar перейти в начало страницы
Mitglied
29.01.2011 , 00:21

Дата регистрации: Ноября 2010
Местонахождение: Alania
Пол:
Комментариев: 20

"Арий(арьян)-последователь ведической культуры; тот, целью жизни которого является духовное совершенствование." Словарь имен и терминов. "Бхагтиведанта бук траст." А это Евангелие от Филиппа, стих119. "...Есть много животных в мире, имеющих форму человека. Когда он (ученик Бога) познает их,свиньям он бросит желуди, скотине он бросит ячмень, и солому, и траву, собакам он бросит кости, рабам он даст всходы, детям он даст совершенное." Церковники говорят, что это апокрифы, но тогда, Евангелие от Матфея,10:34-35 "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее." То же в Ев. от Луки, 12:49-53. Можешь сомневаться в моей образованности, но как же быть с Чемберленом, Серрано, Ошо и многими другими? А как наконец быть с Самим Йессо Чирысти, и Ему не верить?

Профиль Totter
Bakar :
Totter перейти в начало страницы
News Poster
28.01.2011 , 22:46


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Не увлекайтесь терминами, содержащими в себе идею разделения народов на высших и низших. Это не по-божески. Не надо поправлять Бога. Если можешь сделать что-то для людей - делай. Термин "арии" подбросили Гитлеру Английская разведка и подготовили 2-ю мировую войну. Впрочем, и первую мировую, то же инспирировала Англия. Все это расписано в мифологии и подтверждается этимологией. Самое правильное и достойное - работать ежедневно над своим кругозором и образованием. Наличие высшего образования - это только начало, а не конец образования...

Профиль Bakar
Totter :
По высказываниям as-roks(a) перейти в начало страницы
Mitglied
28.01.2011 , 21:08

Дата регистрации: Ноября 2010
Местонахождение: Alania
Пол:
Комментариев: 20

По истерической реакции, при упоминании арийской сущности Христа, легко определить жида, какими бы именами он не прикрывался. Оскорблять Божьего Сына, это как-раз их пререготива. Именно они пытаются облить грязью имя Арий, Арийское Мировоззрение вообще! Скорее всего этот "as-roks" очередной галгай или кикел, а то что их ожидает, они прекрасно знают. У нас нет разных вероисповеданий, как бы это не пытались нам внушить. Все религии имеют один Источник, Веды. И наш народ сохранил достаточный объем этого Арийского Учения, чтобы не отвлекаться на аврамические тексты.

Профиль Totter
Bakar :
kola перейти в начало страницы
News Poster
28.01.2011 , 19:35


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

В принципе в согласны со всеми. Но аргумент "согласен-несогласен" не научная категория. Да, Вы правы, Бог один на всех. Но в связи с духовной недоразвитостью современных цивилизаций все тянут Бога на свою сторону. Но до тех пор, пока не будет духовного консенсуса, мы осетины никому не позволим путать грузинского святого Георгия с осетинским Уастырджи, хотя и там и там, личности были этническими осетинам. Это всего навсего спекуляции. И спекулянтам не позволяем совершать духовные подтасовки.

Профиль Bakar
kola :
перейти в начало страницы
Mitglied
28.01.2011 , 18:13

Дата регистрации: Января 2011
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 1

Всё правильно! только и Индуизм являеться мировой религией! его исповедуют повсему мирк люди разных национальностей! в индии-различные нации разного корня её исповедуют! Так же хочу сказать-что самого понятие Многобожие-то есть вера во многих Творцов Вселенной -нигде и никогда не существовала!эту заведомую фикцию изобрели семиты-чтобы доказать что они "изобрели" монотеизм-который только один и есть и был всегда и у всех! разница толко в том что арии верили что Творец-правит Миром посредством Вооплощений и Проявлений в разных формах сообразно Нуждам!Арии считают что Бог как и Человек-его Творение-имеет помимо управляющего органа-Разума-ещё и Члены для реализации Функций в разных сферах бытия! Семиты верят что Бог-это Мозго-который и землю пашет и с врагами сражаеться -не имея посредствующих Органов!что вероятней?учитываю Единые Законы по которым строиться Всёв Сущее! Также не согласен с Противопоставлением Уастырджи и Св Георгия! да! и тот и другой когда были воплощены в разных материальных телах! Но духовноидейно они Аналогичны! это всё равно что Компьютеры разных фирм и конфигураций работающие на идентичном процессоре! Есть Метафизическая Сущность-Символизирующая Мужское Начало-зощитника-Воина и есть её Вооплощения в разных земных формах!

Профиль kola
Семаргл :
Народы объединит древния вера наших народов перейти в начало страницы
Mitglied
28.01.2011 , 12:55

Дата регистрации: Января 2011
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 1

Я долго изучал и хрестианскую и мусульманскую религию,искал ту любовь о котрой нам священики проповедуют,но нашел лишь океан крови и мелионы загублиных жизней во блого этих религий.Соломон говорил;-Нет некого на земле выше бога кроми отца и матери твоей.Чти отца своего и уважай мать свою. Может ли религия быть святой,если сеит вражду и ненависть,братоубийство.У тюрков бог Тенгри,приходится тестем богу Велесу.Разви Русские должны были бы врождовать с этими народами.Осетины,потомки древнего народа Асов,жили с Русами тысячелетиями в дружбе и взаимовыручкой.Район Пятигорска древня теретория Русколан и белояров.И древния вера имеет общее как для Оситин ,так и Русов,так и Марийцев.Имя богу у народов разное но традиции во многом одинаковые.И главное наши народы не имели человеческих жерт богу.Мир дому вашему.

Профиль Семаргл
Tabol :
перейти в начало страницы
Administrator
27.01.2011 , 14:50


Дата регистрации: Сентября 2004
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 224

Давайте не будем переходить на личности и выяснять отношения. От этого никакой пользы. У каждого есть свое мнение. Несогласие с чужим мнением прошу всех выражать корректно, иначе буду удалять комментарии. 

Как сторонник Осетинской Веры знаю, что уже несколько столетий она охаивается и принижается. Ни христиане, ни мусульмане не скупятся на непристойности, выражая свою неприязнь к ней. Это крайне неприятно. И меня это порой доводит до грубостей, о чем я, как правило, потом жалею.  

Будем считать, что хамят отдельные и не самые лучшие представители этих конфессий. Не будем им уподобляться. 

Давайте не будем переходить рамки приличий сами, и возвращать в них тех, кто выходит. Иначе далеко можно зайти.

Профиль Tabol Домашняя страница Tabol
as-roks :
перейти в начало страницы
Mitglied
27.01.2011 , 00:58


Дата регистрации: Января 2011
Местонахождение:
Пол:
Комментариев: 1

Мой комент адресу жалкому провокатору под ником Totter  

Очень сомневаюсь, что у тебя есть на самом деле понятие об АЕгъдау, раз такие оскорбительные выражения допускаешь! Ты и тебе подобные только разжигают жестокую вражду между осетинами разных вероисповеданий!  

Почитай внимательно статью Камболова и особенно его слова в отношении того к чему могут приводить тупые высказывания представителей разных религий! Не смей больше так писать о Христе!  

Профиль as-roks
Bakar :
Æвзаг, взаг æви ывзаг? перейти в начало страницы
News Poster
25.01.2011 , 13:06


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Хуымæтæджы фарста нæу. Мыр «æ»-йы мидис бæлвырд у - «æнæ» (без). Зæгъæм, фæд - æвæд. Ирон дзырдты этимологи фыст нæма у. Уый аххосæй нæ культурæйы рæзт у фæстæзад. Цалынмæ нæ æвзаджы этимолги базонæм, уæдмæ размæ, раст фæндæгтæ ыссарæн нæй. Нæ агуырд, æмæ размæ цыд, нæ лæууы ахуырады бындурыл. Иу рæстæджы ирон æвзагæн тыхми бакодтой (дыгурон æвзаг дзы аирвæсти, фæсвæд кæй аззад уый фæрцы), æмæ рахастой фæндон нал дам ис фыссыны бар ирон дзырдты разæй «ы»-æн. Ацы сæрхъæн фæнд чи æрхъуыды кодта уый ма чи базондзæн? Сæрхъæн хъуыды кæй у уый та æнцонæй æвдисы этимологийы ахуырад. Ацы фарстайыл хъæуы сæрмагонд ныхас.  

Абайты Никъала бæргæ сарызта ахæм этимологион дзырдуат, фæлæ кæм ис йæ къухфыст, уы æз нæ зонын. Сæфт дам нæу, фехъуыстон – кæд разынит. Исчи йæ йæхи номæй дæр куы рауадзит – бæргæ.  

Дзырдтæ, кæцытæ райданыц , «ф»-йæ, зæгъæм - фадат, фаст, фæллой, фæнд, фæрд, фæстаг, фынг, æмæ а. д. раттынц дзырдтæ ныхмвæрд мидисимæ. Æвадат, æваст, æвæнд, æвæрд , æвæстыйаг, æввонг. Иу мыр иннæ мырæй ивд цæуы этимологион закъонмæ гæсгæ.  

Уырыссагау уцы закъон ис схонæн - «закон эконгомии (энергии)". Иронау та «æнцондæрдзурæн фæтк». Ацы закъон у æрдзон. Нæ фæрсы мах цы мыр ис баивæн æндæр мырæй, æмæ цахæм мырæй. Нæ æвзаджы ахуыргæндтæ сæ сæртыл хъен куы ысслæууой, уæддæр иуæй иу мыртæ ивд цæуынц æндæр мыртæй. Этимологийы закъæттæ бирæ сты, æмæ сты адæмты æвзæгты æмхуызон, иу. 

Дарддæр. Дзырдттæ, кæцытæ арæзт сты «фæр»-ы бындурыл, зæгъæм, фæрæн, фæрæндон,  

Фæрд, , фæрццæг, фæрын, фæрынад, фахс æмæ а. д. , кæд нае баззадысты не взаджы абоны онг, уæддæр сæ мидис у цыдæр кæмдæр æфснайын, æвæрын, æмбæхсын, фæстауæрц кæнын. Æмæ уцы ныхæстæм разæй куы бафтауæм «æ», уæд хъуамæ дæттой ныхмæвæрд мидис.  

Дæнцæг. Дзырд «фæрд»-ы рагон мидис уыди ауæрдын. Дзырд «æвæрды» этимолгион мидис та хъуамæ уа хыхмæвæрд - ракал, раппар «фæрд» хойрæгтæ. Уый адыл, фыссын «æвæрд» у рæдыд. Æмбæлы фыссыл дæр æмæ дзурын дæр «ывæрд». Ахæм рæдыд фыстытæ ис бирæ æмæ сæ хъæуы равзарын. Æппæты фыццаг дæр рауадзын хъæуы «ахæстонæй» , йæ бæрзонддзинад, ирон мыр «ы»-йы. Сымтъери сты «æв» æмæ «ыв» дæр. «Ыввахсы» бæсты фыссæм «æввахс». «Ыввахсы» мидис у «тынг хæстæг цыдæр», «æввахсæн» та йæ мидис хъуама уаит «дард». 

Дзырд «æвзаг» -æй аппарæм фæсыфтыд «аг». Æркæсæм «æвз» -мæ. Равзарæм, бафæлварæм равзарын, цæмæй арæзт у «æвз» - æв , æф æви ыв, ыф. Мыр «з» нæу дызæрдыгаг. Йæ мидис у цы уынæртæ æвзæры удон амонæг. Æвзаг, куыд буары хай, дзыхы хай, афтæ райста ахæм ном дæр уый тыххæй æмæ у ахсджыйаг дæр хай ныхас кæнгæйæ. Æмæ йæ «æвзаг» куы хонæм уæд ын йæ миниуæг исгæ кæнæм. Раст у фыссын æмæ дзурын «ывзаг». Дыгурон ывзаджы ныхæстæ фылдæр фыссынц æмæ дзурынц растдæр. Разæй æфтауынц «æ» нæ фæлæ «и». Кæм куыд æмбæлы афтæ. Æрмæст «æвзаг» фыссынад дæр ирон «æвзагæй» райстой. Куыд растдæр у: - æвзист æви ывзист; æвзидæг æви ывзидæг; æвзæрст æви ывзæрст?  

Æркæсæм ма мæнæ фæстаг дзырдмæ – «æвзæрст»-мæ. Æркæсæм дзырдтæ: - байзæрын, байзæргæ, байзæринаг, базæрæн. Ацы дзырд арæзт у цыдæр хойрæгты тыххæй. Таугæ-тауын куыд фæпырх кæнынц хумы уый æвдисæг. Уцы куысты размæ иу хъуыди хор, мæнæу, ыссыгъдæг кæнын цъæмæлтæй. Уцы куыстæн та ис дзырд «ывзарын». Æвзарын куы фыссæм уæд мидис сæфгæ кæены. Æмæ разæфтыд «æ» у ныхмвæрд «ывзæрстмæ».  

Цæмæй ахсджыйаг фарстаты ныхасы нæ хъуыдытæ ма сымтъеритæ уой, уый тыххæй райдайæм сыгъдæг кæнын не взаг æмæ уый фæрцы нæ хъуыдытæ дæр. Ирон монцыты тыххæй, ирон æгъдæутты æмæ æууæнкдзинады тыххæй, нæй ныхас кæнæн æндæр ывзæгтыл. Фæрæдидзыстæм. 

Профиль Bakar
Bakar :
Абайты Никъалайæ æмбæхсынæй нæхи сайæм перейти в начало страницы
News Poster
24.01.2011 , 18:46


Дата регистрации: Ноября 2006
Местонахождение:
Пол: не доступно
Комментариев: 228

Бирæ хорз хъуыдытæ загъта Тамерлан Хъ. Хорз та сты сæ рæстдзинадæй. Дин, æгъдау æмæ Хуыцауы тыххæй куы дзурæм , уæд нæ алы ныхас дæр, нæ алы хъуыды дæр хъуамæ уа карст алыварсон ахуырадон цæстæнгасæй. 

Дардыл нæ дзурын. Райсæм уал дзырд «уац». Йæ тæлмацы у дыууæ мидисджын: - 1.весть,новость; 2. Проповед. Дыккаг мидис кæцæй æмæ цæмæй райгуырди? Кæд æй фæхæццæ кодтой, «уаз»-имæ. Æмæ кæд «уаз» тæлмац кæнынц куыд «святой», уæд «уазал» цæмæ у «холодный»? «Уазал» райгуырди «у+адзал»-æй. Бæгуыдæр, «адзал» зонын «хъармы» хос нæу. Уцы дзырд адæймагæн хæссы «уазал» монц. Кæнæ та цæмæй райгуырд «уазæг»? Цы бастдзинад ис «уаз» æмæ «уазæг»-имæ»? «Уац» дæр, «Уас» дæр æмæ Уаз» дæр святой? Æгæр бирæ не сты?  

Уацилла о, «святой» лæджы ном хæссы. Уац +Илья = святой Илья. Тынг дызæрдыггаг у. Уацилла райхалæм этимологийы хуызы. «У+ац+и+л+а», кæнæ та «Уац+и+л+а», кæнæ та «уац+ил+ла». Алы ран дæр мыр «л»-æн ис йæ бындурон мидис – цыдæр райгуыры, равзæры цæмæйдæр. Уациллайæ гуырыди уацтæ, æрдзы фæзындыты тыххæй. Абоны «прогноз погодæйæ» дæр арфдæр хабæрттæ лæвар кодта чи йæм куывта удонæн. «Долгосрочный прогноз» лæвæрдта.  

Уацамонгæ (уац+ амонæг) та дзырдта адæймаджы æрцæуинаг хабæрттæ. «Уац» дзуардзинады у фæрссаг миниуæг. Адæймагæн, адæмæн раст хабæрттæ хæссын. 

Кæд «уас» дæр «святой» у, уæд æппæты святой дæр у «уасæг» (петух). Уасæг алы бон дæр райсомæй раджы райдайы йæ дзуарон уаст. Кувæг та ма дзы цæмæн хъæуы? 

«Ас»-тæ ирон æфсæттонты схуыдтой Атланттæ (Скифтæ, Сæрмæттæ) сæхæдæг. Цыдысты иу æргомæй, заргæйæ æмæ хъазгæйæ. Сусæгæй иу не æрбахъуызыдысты бынæттон адæммæ. Бацыдысты иу æмæ иу бартæ иууылдæр сæхимæ райстой. Удысты разамонджытæ, лæвæрттой культурæ , амыдтой Хуыцауы , æмæ иунæг Стыр Хуыцау кæй уыд уыцы зондахаст. ДЗырд «Хуыцау», ном нæу. Фæрсномыг у. Ирон æгъдаумæ гæсгæ, сылгоймагæн куыд нæ фæмбæлы лæгмæ, кæнæ та иуæй иу дзыаертты ном дзурыны бар, афтæ не æмбæлди Хуыцаумæ дæр йæ номæй дзурын, нæ дæр сылгомагæн, нæ дæр нæлгомагæн. Æмæ йæ зонгæ дæр ничи кодта. Абон дæр æй нæ зонæм. «Хуыцауы» ис æмбæхст мидис - адæймагыл цыдæриддæр цаутæ цæуы, иууылдæр сты зонгæ Хуыцауæн, æмæ сæ аразгæ дæр йæхæдæг кæны. Уцы мидис æвдисынц дыууæ реликты «цау» æмæ «х». Бæлвырд та сæ кæны реликт «уы». 

Иу ныхасæй , «Уастырджи» нæу арæст «уас»-æй. Бирæ хæттыты йæ æргом ныффыстон, фæлæ къæрттæй цала нæй. Не æмбарын ацы «фидар зондыл хæст». «У+ас» - г-у-у-у-к! «Стыр» . «Джи»-ы мидис дæр бæлвырд у – арæх чи тахы ахæм. Иу тахт еддæмæ куынæ кæнит, уæд удаит «джы», æмæ хуындаит «Уастырджы» - г-у-у-у-к! 

Бæлвырдæй, раздæр, раджы заманты, ирон адæммæ хуыцауы зондахасть тыхджындæр куы уыди, уæд дзырдтой æмæ куывтой «Уасстырджи». Фæстагмæ ацы дзырд фæрæуæгдæр кодтам, уæлдай дæр та тылифты рæстæджы, æмæ райдытам фыссын дæр æмæ дзурын дæр «Уастырджи», иу «с»-имæ. Ацы хъуыды у зæрдæагайдæй (интуиция). Чизоны искæмæ фæзына ноджы растдæр æмæ арфдæр хъуыдытæ… бацин сыл кæнин. Устырджийы райхæлд у «У+Ас+стыр+джи». Ахæм хуызы райгырди Атланттæм дзырд «Монастырь» дæр. Йæ райхалд у  

«Мон+астыр». Монах дæр арæст у ирон баст мыртæй (реликттæй) «Мон+ а+х». Йæ мидис у: - «мон фæци(баци) мæхи, цыбыр рæстæгмæ». Не 'стыр ахуыргæндтæй сыл чидæртæ былысчилтæ кæнынц… уымæн дам нæй уæвæн. Цæуылнæ? Ахæм фарстатæ нæ иуæй иу стыр ахуыргæндтæ сæхимæ рагæй нал дæттынц. Уыдон тылифты рæстæджы «æрцахстой» Зæххы къорийы æппæты растдæр ахуырадон зонд Марксæй, Энгельсæй, Ленинæй æмæ Стъалинæй. Фæстаг ном «стъалйæ» арæст нæу – æфсæйнагæй арæст у.  

Нæ размæ бырсджытæ ма æрхъуыды кодтой ирон ном дæр – МЭЛС. Иу мельсы зыдтон, æмæ дæ фыдгулæн дæр ахæм цардæй ма цæрæт. Нæ ахуыргæндтæм дæттын иу фарста. Кæд Атанттæ æцæгæй дæр цардысты, кæд адæмæй уыдысты, уæд æнæмæнгæй хъуамæ дзырдтаиккой исты æвзагыг. Гобитæ кæцæй уыдаккой. Æмæ цавæр æвзагыл дзыртой? Кæд хатиаг æвзагых хæст удысты, уæд ирондыгурон ныхæстæ цы хуызы апырх ысты Зæххы къорийы алы адæмты æвзæгтыл?  

Абон, канд абон нæ,рагæй райдыттой сæ тох иуæй иу поддзахадтæ цард аразын ахуырады бындурыл. Махæн дæр æндæр хос нæй. Фæлæ уцы аразджытæ æппæты фыццагдæр хъуамæ ысуæгъд кæной сæ зондахасть тылифты «ахуырадæй». Сæхи уыл сæ бакусын хъæуы фылдæр. Кæд ысуæгъд ой уцы зыгъыммæ зондæй, уæд табуафси, райдаут рухс кæнын нæ развæндаг… кæд нæ , уæд уал уæ дзыхтæ æхгæдæй дарут, цъуттатæ уал бакæнут, ма æзмæнтут адæмы зонд. Æнæ сымах дæр адæм тынг тыхст уавæры ысты… 

FETT

Профиль Bakar
Страницы: . 1 . 2 .
Реклама:

Ossetoans.com OsGenocid ALANNEWS jaszokegyesulete.hu mahdug.ru iudzinad.ru

Архив публикаций
  Января 2024
» О чем рассказали восточно-европейские руны
  Ноября 2022
» От Кавказа до Волги
  Августа 2022
» Кавказцы глазами русских: говорят архивные документы...
  Марта 2022
» К вопросу о заселении Фиагдонской котловины, по данным фамильных и народных преданий
» О новых именах в истории царственного дома средневековой Алании
  Февраля 2022
» К ВОПРОСУ ОБ УДЕЛЬНЫХ ВЛАДЕТЕЛЯХ УАЛЛАГКОМА ПО ФАМИЛЬНЫМ, НАРОДНЫМ ПРЕДАНИЯМ И АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ
  Декабря 2021
» Осетинская религия; религия осетин (Ирон дин)
  Мая 2021
» Иверская (Моздокская) икона Божией Матери
  Мая 2020
» Соотношение понятий Æгъдау, религия (дин), вера во внутриосетинской дискуссии
  Июля 2019
» Открытое обращение представителей осетинских религиозных организаций
  Августа 2017
» Обращение по установке памятника Пипо Гурциеву.
  Июня 2017
» Межконфессиональный диалог в РСО-Алании состояние проблемы
  Мая 2017
» Рекомендации 2-го круглого стола на тему «Традиционные осетинские религиозные верования и убеждения: состояние, проблемы и перспективы»
» Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религии
» Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетин
  Мая 2016
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
» НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ ОСЕТИН
» ОСЕТИНЫ
  Мая 2015
» Обращение к Главе муниципального образования и руководителям фракций
» Чындзӕхсӕвы ӕгъдӕуттӕ
» Во имя мира!
» Танец... на грани кровопролития
» Почти 5000 граммов свинца на один гектар земли!!!
  Марта 2015
» Патриоту Алании
  Мая 2014
» Что мы едим, или «пищевой терроризм»