Iriston.com
www.iriston.com
Цæйут æфсымæртау раттæм нæ къухтæ, абон кæрæдзимæ, Иры лæппутæ!
Iriston.com - история и культура Осетии
Кто не помнит прошлого, у того нет будущего.
Написать Админу Писать админу
 
Разделы

Хроника военных действий в Южной Осетии и аналитические материалы

Публикации по истории Осетии и осетин

Перечень осетинских фамилий, некоторые сведения о них

Перечень населенных пунктов Осетии, краткая информация о них и фамилиях, в них проживавших

Сборник материалов по традициям и обычаям осетин

Наиболее полное на сегодняшний день собрание рецептов осетинской кухни

В данном разделе размещаются книги на разные темы

Коста Хетагуров "Осетинскя лира", по книге, изданной во Владикавказе (Орджоникидзе) в 1974 году.


Перечень дружественных сайтов и сайтов, схожих по тематике.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Индекс цитирования
Статьи Словари
Здравствуйте, Гость
Регистрация | Вход
Опубл. 30.05.2010 | прочитано 12529 раз |  Комментарии (6)     Автор: Tabol Вернуться на начальную страницу Tabol
Осетинские национальные игры как средство физического воспитания

В истории физической культуры нашей страны особое место занимают национальные игры. В них отражаются все характерные черты народа. Посредством игр у молодежи воспитывались и развивались физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием и ряд других качеств, необходимых в бою и трудовой жизни народа. Создателем и хранителем народных форм физической культуры, как правило, всегда выступал трудовой народ. 

Великие русские революционные демократы Чернышевский и Добролюбов, а также другие прогрессивные деятели считали национальные игры средством развития физических и моральных сил народа. 

В истории физической культуры Северной Осетии осетинские национальные игры занимают особое место и своими корнями уходят в далекое прошлое. 

Этнографы, описывая народные праздники, наряду с песнями, музыкой и хороводами обязательно отмечают спортивные состязания, игры и развлечения как составную часть каждого торжества. 

Осетинские национальные игры отражают последовательно менявшиеся формы общественных отношений и хозяйственной деятельности предков современных осетин. О том, каковы были игры предков осетин, свидетельствует Нартский эпос. В сказании «Игры маленького Батрадза» повествуется о состязаниях в стрельбе из лука нартских юношей: 

«Увидел он (Батрадз) семерых юношей, поздоровался с ними и сказал: 

— Слышал я, что поставили вы мишенью яйцо, что 

бы стрелять в него с одного берега на другой. Вот и 

пришел я принять участие в этом состязании. 

Подал один из юношей Батрадзу лук и стрелу. Пустил стрелу Батрадз, и упала она посреди моря. Захохотали семеро юношей. 

— Не люблю я зря стрелять, — ответил им Батрадз, — давайте-ка сделаем так: воткните иглу в это яйцо, и тот, кто попадет в эту иглу, конечно, может считать себя настоящим мужчиной. 

Воткнули иглу в яйцо, поставили яйцо на один берег моря, и лучшие юноши, краса и гордость Нижнего Нарта, один за другим стали пускать стрелы в это яйцо с другого берега. Но ни одна стрела так и не попала в цель. 

Пустил Батрадз свою стрелу — и в ушко иглы проскочила стрела» 1

В древности народные игры проводились не просто ради развлечений, но имели определенную цель: выявить наиболее сильных, ловких, выносливых, мужественных юношей. Кроме того, ставились конкретные условия игры, т. е. складывались свои традиции, правила и приемы. Так, когда нартские юноши стреляли в яйцо, которое было мишенью, стрела Батрадза не долетела до мишени, а упала в море. Этим в сказании народ подчеркивает, что юноша не старался принять участие в любых играх. Вот почему стрела Батрадза в первый раз не долетела до цели. Но когда в яйцо воткнули иглу, тогда стрела Батрадза проскочила в ее ушко. 

Те, кому удавалось выйти победителями в таких сложных играх, пользовались всеобщим уважением. 

Судя по нартским сказаниям, игры предков осетин были широко известны, ими интересовались не только друзья, но и враги. 

В сказании «Батрадз и Пестробородый Уаиг» последний пытается узнать у самого Батрадза, в какие игры играет Батрадз: 

— Не знаешь ли ты, юноша, нарта Батрадза? 

— Как же мне не знать его! 

— А не скажешь ли ты, в какие игры он играет?2  

Нартский эпос дает нам богатый материал не 

только о жизни и быте народа, но и о его физическом и духовном развитии. В эпосе упомянуто о таких физических упражнениях, как стрельба из лука, борьба, бег, прыжки, восхождение «а высокую гору, метание камня, перетягивание каната, лазание по врытому в землю столбу, поднятие и переноска тяжестей, умение владеть конем, проделывать различные акробатические упражнения на полном скаку, преодолевать верхом на коне горные реки, другие естественные препятствия — овраги, обрывы, трещины и т. д. 

Для поддержания жизни, материального и культурного развития осетин необходимо было иметь постоянные связи с соседними народами, что сказалось, также на развитии игр и было отражено в осетинских народных сказаниях. Здесь осетины высказываются в духе мифов, связанных с Прометеем: 

«К одной кавказской скале прикованы нарт-муж-чина, а к другой скале, через реку — женщина-нарт. Оба богатыря жаждут быть вместе. Они тянутся друг к другу. Наконец свершается чудо. Не дотянувшись через бурную горную реку, они все же рождают ребенка. Получают продолжение рода богатырей»3

У осетин общественные игры развивались почти на тех же основах, что и у других народов. В период феодальной раздробленности у осетин господствовали патриархальные родовые пережитки в быту. Низкое состояние производительных сил обусловливало господство древних языческих верований. Было развито почитание культа предков, домашнего очага. Каждая семья, род или фамилия имели своих богов или дзуаров. К примеру, у фамилии Хетагуровых фамильным дзуаром являлся Нарк-дзуар, у Гагиевых — Мыкалгабыр, у Джанаевых и Бурнацевых — Хохы-дзуар, в Тагаурии у Шалаевых — Ног-дзуар и т. д. 

Остатком сознания племенного единства было почитание некоторых дзуаров всем обществом ущелья. В Тагаурском ущелье таким дзуаром был Уацилла, в Алагирском и Дигорском — Реком. Общими дзуарами для всех осетин являлись Уастырджи — бог-покровитель путников, Уацилла — бог урожая, Фалвара — бог-покровитель животных. 

У осетин игры и состязания проводились на всех религиозных праздниках, но главным образом, на общеущельских празднествах, которые продолжались иногда от трех до пяти дней. Так, в Алагирском ущелье на празднество собиралось все население ущелья. Здесь проводились игры и состязания между отдельными фамилиями. Основными видами игр были стрельба, скачки, поднятие тяжестей, метание камня, переход через горную реку Ардон по бревну, борьба, восхождение и бег на гору и т. д. 

«Праздники, — пишет Пфаф, — имели большое значение. На них происходило что-то вроде олимпийских игр, бывали состязания в верховой езде, кулачном бою, стрельбе, танцах, пении и т. д.» 4

На праздниках игры проводились организованно. Каждый знал, какие игры будут проводиться согласно традиции в дни того или иного торжества. Желающие принять участие в играх тщательно готовились к ним. 

На фамильных праздниках-кувдах членам команд старики преподносили почетный бокал (нуазæн). При этом члены команд получали наказ достойно защищать честь и славу фамилии или аула на состязаниях. Их предупреждали о том, что они встретятся на играх с серьезными противниками из других фамилий. Во время ущельских игр от фамилий, принимавших участие в играх, выделялись представители, которые входили в состав комиссии, выполнявшей функции-судейской коллегии. 

На состязаниях часто случались недоразумения, возникали спорные вопросы, которые комиссия не могла решать самостоятельно. Тогда вопрос передавался на обсуждение наиболее почетных стариков ущелья. 

В эпоху феодальной раздробленности споры и недоразумения во время игры происходили в основном из-за того, что феодалы и «благородные» фамилии нехотели мириться с тем положением, когда их представители оказывались в числе побежденных, а победителями выходили лица из народных масс. 

Совет стариков представлял собой как бы главную-судейскую коллегию. Боясь потерять свой авторитет среди населения, этот совет всегда действовал беспристрастно. Его решения бывали окончательными. 

Осетинские народные игры, как правило, не допускали шаблона в применении тех или иных игровых и тактических приемов. 

Большое значение придавалось в играх принципу возрастного деления участников игры. 

Юноши тщательно готовились к играм. Существовали неписанные правила игр, передававшиеся из поколения в поколение. Позором считалось нарушать правила игры, проявлять нечестность и недобросовестность. Игры и состязания проводились не только во время религиозных праздников, но и при отправлении похоронных обрядов, причем здесь основным видом игр, как правило, бывали скачки и стрельба. 

Скачкам, организованным в честь усопшего, осетины придавали большое значение, готовились к ним серьезно. 

«В день «хистæ» на скачки приводили лошадей из всех окрестных селений. 

Смотря по достатку родных покойника, призов деньгами или вещами (в последнем случае бурка, седло и разная одежда) бывало несколько: от 3 до 15. К состязанию допускалось неограниченное количество всадников разных возрастов с лошадьми. Состязание проходит по кругу или врассыпную. В последнем случае лошади, отобранные для скачек, отправлялись всегда в другое селение, иногда верст за 70 — 80 с проводником, которому тоже полагалось вознаграждение (один из призов). Наездниками были мальчуганы от 12 до 13 лет. Прибыв в селение, проводник (хонæг) вводил всех наездников с лошадьми во двор к одному из родственников покойника, которому заранее давалось знать об этом, дабы он мог приготовиться к приему гостей. 

За лошадьми устанавливался строгий надзор, чтобы наездники из дурных побуждений не могли накормить лошадей своих соперников мылом или солью и тем самым исключить этих лошадей из числа возможных призеров. Наевшись соли или мыла, лошади теряют свои скоростные данные. 

Сами наездники вводились в предназначенную для них общую комнату, для них закалывался баран, пеклись пироги и т. д. Словом, им из уважения к памяти покойного оказывался должный почет. 

Утром, перед отправлением в дорогу, каждый наездник наделялся куском белого коленкора, который он повязывал через плечо. Затем с пожеланием счастливого пути наездники в сопровождении проводника отправлялись в путь. 

Каждый хозяин подготавливал для своей лошади всадников-вспомогателей (хъузон), которые заранее выезжали далеко за селение, встречали мальчишек-наездников и подгоняли лошадей до самого финиша. 

По окончании скачек и раздачи призов все рассаживались группами по десять человек, заполняя собой не только двор, но и улицу перед домом» 5

Участвовать в таких скачках было нелегко, поэтому проводилась соответствующая предварительная тренировочная работа как с наездниками, так и с лошадьми. От наездника требовались большая физическая сила, смелость, выносливость, ловкость и высокое искусство вождения лошади. 

В быту осетин игры служили средством физического воспитания, они привлекали к себе внимание почти всего взрослого населения не только ближайшего селения, где в данный момент проводились те или иные игры, но и отдаленных аулов и селений. Интерес к играм был настолько широким, что их проведение не ограничивалось пределами только религиозных и похоронных обрядов. Игры затевались, как правило, на ныхасе6 и специально отведенных площадях. 

Существовали аульные и общеущельские площадки, которые выполняли роль стадионов. Эти площадки существовали с незапамятных времен. В Алагирском ущелье, например, площадка была расположена в районе селения Нар, называлась она Пота, площадь ее составляла около 2400 кв. м. Недалеко от селения Бад располагалась площадка Зилахар, а в Дигории местом игр были площадки Мадзаска и Ма-цута. Общеизвестным стадионом являлась поляна в районе селения Коби в Дарьяльском ущелье. Именно ей обязана своим происхождением известная осетинская поговорка: «Къобы фæзы бæрæг уыдзæн», т. е. мужество проявится на Кобинской площадке. 

Большое значение придавалось военным играм, которые готовили юношей-осетин к судьбе воинов. Основное внимание уделялось умению хорошо ездить на лошади, метко стрелять на скаку, спрыгивать с лошади на скаку, хорошо владеть шашкой, скрытно и бесшумно ходить и подбираться к противнику, ловко лазить по скалам, ориентироваться на местности, знать приемы борьбы и умело их использовать в единоборстве с противником с кинжалом в руках и без него. 

На левом берегу реки Урух есть площадка Загип-барз. Здесь, как рассказывал 96-летний учитель-пенсионер Михаил Гарданов, испытывались воинские качества юношей: проводились соревнования в ловкости, прыжках, беге, стрельбе, перенесении тяжестей, в искусстве верховой езды, игроков приучали переносить холод, преодолевать боль, брать горячее в руки и т. д. Юноши должны были показывать свою физическую силу, храбрость, ловкость, выносливость, выдержку. Трусость, а также обжорство, неспособность скрыть от окружающих свою физическую боль — все это считалось для юноши позором. 

Игрища не ограничивались только спортивными состязаниями. Широко использовались хороводы, пляски, где юноши и девушки тоже должны были показать свое искусство. Спортивные состязания, хороводы, пляски на осетинских игрищах представляли собой интересные массовые зрелища и развлечения. 

Осетинские народные игры были широко известны на Северном Кавказе. 

«Если законодателями, — писал в статье «Быт и игры кавказских народов» Л. Пасынков, — массовых зрелищ в Закавказье были армяне, потом грузины, то на Северном Кавказе были осетины, а затем кабардинцы...»7

Из всего сказанного ясно, что игры имели для осетин жизненно важное значение, являлись прежде всего важнейшим средством воспитания молодежи, а также развлечения и массовыми зрелищами. 

____________________ 

1 Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948, с. 246. 

2 Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948, с. 252. 10 

3 «Северо-Кавказский край». Ростов, 1925, № 10, с. 86. 

4 Пфаф В. Б. Путешествие по ущельям Осетии. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1871, т. I, с. 142. 

5 «Терские ведомости». Владикавказ, 1901, № 23. 14 

6 Ныхас—место для общественных сборов, собрании. Здесь же проводились упражнения в стрельбе, борьбе, красноречии и т. д. 

7 «Северо-Кавказский край». Ростов. 1925, № 10, с. 105. 

 

 

Гагиев С.Г.  

 

ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ  

Издание 2-е дополненное  

 

Орджоникидзе: Ир, 1980. — 129 с.



<==    Комментарии (6)      Версия для печати
Реклама:

Ossetoans.com OsGenocid ALANNEWS jaszokegyesulete.hu mahdug.ru iudzinad.ru

Архив публикаций
  Января 2024
» О чем рассказали восточно-европейские руны
  Ноября 2022
» От Кавказа до Волги
  Августа 2022
» Кавказцы глазами русских: говорят архивные документы...
  Марта 2022
» К вопросу о заселении Фиагдонской котловины, по данным фамильных и народных преданий
» О новых именах в истории царственного дома средневековой Алании
  Февраля 2022
» К ВОПРОСУ ОБ УДЕЛЬНЫХ ВЛАДЕТЕЛЯХ УАЛЛАГКОМА ПО ФАМИЛЬНЫМ, НАРОДНЫМ ПРЕДАНИЯМ И АРХИВНЫМ МАТЕРИАЛАМ
  Декабря 2021
» Осетинская религия; религия осетин (Ирон дин)
  Мая 2021
» Иверская (Моздокская) икона Божией Матери
  Мая 2020
» Соотношение понятий Æгъдау, религия (дин), вера во внутриосетинской дискуссии
  Июля 2019
» Открытое обращение представителей осетинских религиозных организаций
  Августа 2017
» Обращение по установке памятника Пипо Гурциеву.
  Июня 2017
» Межконфессиональный диалог в РСО-Алании состояние проблемы
  Мая 2017
» Рекомендации 2-го круглого стола на тему «Традиционные осетинские религиозные верования и убеждения: состояние, проблемы и перспективы»
» Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религии
» Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетин
  Мая 2016
» ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
» НАРОДНАЯ РЕЛИГИЯ ОСЕТИН
» ОСЕТИНЫ
  Мая 2015
» Обращение к Главе муниципального образования и руководителям фракций
» Чындзӕхсӕвы ӕгъдӕуттӕ
» Во имя мира!
» Танец... на грани кровопролития
» Почти 5000 граммов свинца на один гектар земли!!!
  Марта 2015
» Патриоту Алании
  Мая 2014
» Что мы едим, или «пищевой терроризм»